Художественный проект «Нить. Символ. Человек»

 

 

Ассоциация народного искусства и дизайна совместно с Центром народных художественных промыслов и ремесел продолжает работу в рамках передвижного художественного проекта «Нить. Символ. Человек», который реализуется при использовании гранта Президента РФ, предоставленного Фондом Президентских грантов.

Художественный проект реализуется в два этапа, первый этап проходит в городе Ханты-Мансийске, второй этап пройдет с февраля 2020 года в городе Урай.

Основная идея в том, чтобы показать феномен художественных технологий прядения, плетения и вязания, как способ органического существования человека в окружающей его среде, своеобразный диалог между человеком и природой, а также показать нить не только как основу для создания полотна, но и ее значение в обрядах традиционной культуры народов, исторически населяющих Югру.

 

 

Для этого организовано экспопространство, включающее 5 выставок уникальных технологий традиционных художественных ремесел и реконструкции в области нетканого текстиля, ткачества и вязания Югры, а именно:

- Прядение из растительного и животного сырья, где будут представлены предметы и инструменты для ручного прядения;

- Северное вязание одной иглой и на пяти спицах – художественная реконструкция забытого промысла и современные арт-объекты;

- Плетение из корней – здесь будет установлен восстановленный древний станок для плетения северных циновок, уникальные плетеные короба из корня кедра и арт-объекты в плоскости;

- Художественное крашение нитей - предметы для крашения, их последовательность;

- Прялки – это центральный раздел экспозиции, в нем будет задействовано дерево – как символ начал и представлена коллекция старинных прялок с росписями.

В пространстве также организованы творческие мастерские с художниками и мастерами по направлениям: плетение северных циновок и прядение с веретеном и медиамодули.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передвижной выставочный проект "О чем молчит Марьина гора?"

к 900-летию Югры

 

 

   История и культура, духовные ценности и традиции предшествующих поколений легли в основу передвижного выставочного проекта «О чем молчит Марьина гора?» Восстановленные забытые и утраченные традиционные технологии художественных промыслов и ремесел, археологические и этнографические реконструкции являются основными объектами выставочного пространства - ключом понимания древнего искусства Югры. Многие из них не утратили своего предназначения с эпохи неолита и продолжают жить в современном мире.

   Недра Югры известны своими богатствами, но помимо нефти и газа древняя Земля богата уникальными артефактами историко-культурного наследия от неолита до раннего средневековья. Большая концентрация и многообразие археологических памятников свидетельствует о бурном и насыщенном историческом прошлом этих мест. Территория реки Конды и ее притоков богата памятниками керамики археологических культур: атлымской, лозвинской, сунгузской, андроновской. Древние архео-предметы, технологические практики через многообразие их интерпретаций перестают быть "историческим свидетельством об эпохе", превращаясь в самоценные объекты искусства.

 

Выставка - это живой рассказ о древнем гончарном ремесле, которое было высоко развито на данной территории. Каждый посетитель погружается в исторический период от неолита до раннего средневековья. Артефакты, черепки керамики с городища "Марьина гора", реплики сосудов археологических культур послужат "свидетелями" расшифровки мировоззрения и утраченных технологий двухслойной керамики древних жителей, празднично-обрядовой культуры локальных групп пра-хантов и манси. Юные археологи смогут найти настоящие черепки "сокровища" Марьиной горы, попробовать собрать сосуды  по форме, орнаментам и соотнести к разным культурам и эпохам. Присутствие древних инструментов и приспособлений древних гончаров, штампов для декорирования в экспозиции сделает  выставку интерактивной, пригласив посетителей к самостоятельному изготовлению посуды из глины; создаст свой неповторимый образ культурного пространства - реконструкцию древнего гончарства археологической керамики периода поздней бронзы, древних мастерских. Использование современных полотен в залах экспозиции с археологическими орнаментами помогут современному зрителю понять, расшифровать замыслы старых мастеров, человеческий мир и мир природных стихий. До настоящего времени узоры археологической керамики живут в меховой мозаике, вышитой одежде, вязаных, берестяных изделиях коренных малочисленных народах Севера ханты и манси.  Архитектурно-художественное решение передвижного выставочного проекта соединит «пространство  подлинников и образов», медиазону и творческие лаборатории.